Анализ оборудования, используемого на АЗС
Анализ оборудования для АЗС, применяемого для снижения испарения нефтепродуктов, показал, что большая часть доступных систем улавливания легких фракций небезупречны и неэффективны.
Основным видом потерь нефтепродуктов при их транспортировке и хранении являются потери от испарения из резервуаров и прочих емкостей. По данным экспертов, выбросы в атмосферу при испарении углеводородов составляют до 20% потребления топлив. А ведь потери от испарения – это не только экономический, но и экологический ущерб, который особенно ощутим в масштабах крупных городов.
Системы улавливания легких фракций
Для решения задач по улавливанию и утилизации испарений нефтепродуктов в отечественном нефтепродуктообеспечении используются системы улавливания легких фракций (СУЛФ). Вначале они были механическими и использовались в основном на крупных нефтебазах. Следует признать, полностью выбросы в атмосферу данное оборудование не устраняло. Другие, технически более сложные системы (абсорбционные, конденсационные и пр.) оставались в единичных экземплярах.
В связи с ужесточением экологических норм и удорожанием стоимости добываемой нефти, интерес к СУЛФ возобновился. Как результат сегодня на рынке представлены установки рекуперации паров, различающиеся по стоимости, производительности и принципу работы, однако и они не лишены недостатков:
- Одни из них сняты с производства.
- Другие требуют значительных эксплуатационных затрат и квалифицированного персонала, и в общем не рентабельны.
- Третьи ограниченно пригодны для борьбы с малыми и большими дыханиями одновременно.
Зарубежный опыт решения проблемы улавливания паров
В других странах пары углеводородов собирают в месте их возникновения и доставляют на нефтяные предприятия для утилизации. Звенья цепи транспортировки паров: бензобак – резервуар АЗС – цистерна топливозаправщика – СУЛФ на нефтяном предприятии.
В России западный метод если и подходит, то лишь в рамках вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые в одном лице являются и производителями, и транспортировщиками, и розничными продавцами моторного топлива.